А.Панов, О.Труль ЭКСПЕРТИЗА

"Мы учим людей воспроизводить музыку, но не учим понимать музыку и чувствовать её."
[Роберт Левин]

Как отличить танец от не танца (движения на фоне музыки), и не использовать при этом субъективных оценок?

Экспертиза No.1.
 Анализ языка танца.

Первый базовый принцип анализа. Полностью убираем музыку, декорации, костюмы, и сопоставляем (сравниваем) различные стилистически связанные сценические постановки. Если распознать оригинальную музыку и либретто по характеру движения невозможно, то это означает, что вместо танца зрителю предлагается нечто совершенно иное. Практически все представления в классическом балете и контемпорари-денс совершенно идентичны. Арсенал движений прост, незатейлив, и легко умещается под запись на одной страничке. В классической хореографии и бальных танцах музыка вообще не играет практически никакой роли, и легко заменяется метрономом.

Экспертиза No.1. Дополнение No.1.
 Уникальность хореографического рисунка.

Механическое повторение не приемлемо. Отсутствие уникальной хореографической концепции (оригинальных решений) сводит весь танец к тривиальной последовательности уже известных стандартных танцевальных движений. Предполагается, безусловно, что каждое музыкальное произведение уникально, и, следовательно, каждый танец должен быть уникален. Каждому уникальному музыкальному ряду соответствует уникальная и единственная танцевальная партитура. Если ни одна из танцевальных фраз не опознается без музыки, значит танец как таковой отсутствует. Иллюстрации: Танец маленьких лебедей  в классическом балете и Вальс в бальных танцах.

Пояснение о профанаторах и фальсификаторах

Профанация Музыкального движения и стиля Айседоры Дункан происходит по той же схеме, что и в других направлениях танцевального движения. Можно мастерить свой "танец" из акробатического набора балетных "па", можно из формалистических приёмов и репетиционных упражнений контактной импровизации, но аналогично можно использовать движения "а ля дункан", в подражании стилю по форме, но никак не по сути (В другое время и другую музыку Дункан станцевала бы принципиально по-другому!). Более того, подражание и имитация может быть столь искусной, что неподготовленному зрителю, в этом случае, будет крайне сложно распознать подделку. Тогда внешне совершенная форма - это лишь прикрытие для фактически отсутствующего содержания.

Экспертиза No.1. Дополнение No.2.
 Спонтанность в импровизации.

Никакой импровизации. Джаз как базовый элемент под запретом. Необязательность следования хореографического рисунка музыке в джаз-модерне по сути означает необязательность и бессмысленность всего сценического действия. Дункан, как и Моцарт, не импровизировала, а именно сочиняла очень быстро, и порой непосредственно во время выступления. Хореографическая концепция после этого сохранялась и повторялась в других исполнениях этого произведения.

Экспертиза No.1. Дополнение No.3.
 Качество музыкального сопровождения.

Музыка не может быть банальной. Музыкальный ряд из "трёх аккордов", безусловно, не предполагает рождения достойной танцевальной формы. Экспертиза музыки - обязательная часть экспертизы танца.

Экспертиза No.2.
 Роль мимики и пантомимики.

Мимика как базовый элемент под запретом. Использование мимики - один из верных признаков недостаточности или отсутствия полноценного языка танца. Этим особо славятся индийские ритуальные танцы. В классическом балете, мимика - неотъемлемое и малосодержательное обременение для танцора.

Экспертиза No.3.
 Наличие и количество трюковых элементов.

Трюки и спецэффекты как базовый элемент под запретом. Трюки и цирковые элементы - важные подпорки для беспомощного танцора. Широко и в явном виде трюки используются в эстрадных танцах, но если присмотреться, то их без труда можно обнаружить и во многих других стилях сценического движения.

 МЕТАФИЗИКА СЦЕНОДВИЖЕНИЯ

Экспертиза No.4.
 Актёрское мастерство.

Второй базовый принцип. Наличие актёрских способностей обязательно. Настоящий танцор не может не быть актёром. Отсутствие актерской школы или отсутствие способностей к актёрскому ремеслу являются одним из верных признаков танцевальной имитации. И подавляющее большинство как бы "танцоров" к актёрской профессии не имеют никакого отношения. Соответственно, отсутствие образной наполненности явно свидетельствует о неполноценности танца.

Экспертиза No.5.
 Адекватность исполнителя.

Как ни странно, но пьяный актер не сможет хорошо сыграть пьяницу, глупый актер не сможет сыграть дурака, психически неадекватный актер не сможет достоверно изобразить на сцене безумие. Для неадекватных исполнителей, сценические подмостки - это, вероятно, некоторая отдушина, но зрителям становиться свидетелями подобного "эзотерического" самовыражения, безусловно, совсем не обязательно.

Экспертиза No.6.
 Эмоциональная тупость.

Сцена - это большое увеличительное стекло, и даже пятый ряд кордебалета зрителю виден как на ладони, а мотивации для появления на сцене всегда очевидна. Или это танцор, который не может не танцевать, или тот, для которого танец - лишь один из всевозможных видов деятельности, который выходит на сцену с мыслями о заработной плате, о танцевальной карьере, о призах и наградах. Танцор должен жить танцем, и танцевать, в первую очередь, для самого себя и для зрителей, а потом уже ради какого-либо материального вознаграждения. Профессионального танцора в стиле Айседоры Дункан, танцующего лишь ради денег, не может быть по определению.

*

А.Панов
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ,
СВЯЗАННЫХ СО СЦЕНИЧЕСКИМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ

(Система статистической экспертной оценки)

Целью данного исследования является создание научно обоснованной методики оценки полезного и вредного воздействия на индивида различных видов движенческой подготовки. Первоочередной же задачей на данном этапе является как можно более точная верификация и градация групп направлений подготовки и групп характеристик воздействия.

Рассматривается 19 принципиально различных направлений подготовки, разделённых на 5 общих групп. Каждая из групп и каждое из направлений оценивается по 6 группам характеристик, включающим 23 принципиально различных характеристики.

В первой таблице (исходя из уровня положительного влияния того или иного направления) даётся _30_ экспертных заключений, характеризующих (по десятибалльной шкале от 0 до 9) каждую группу направлений непосредственно по каждой группе характеристик. Соответственно каждой комбинации сформировано дополнительно ещё 30 сравнительных таблиц. На каждое направление даётся оценка по каждой из характеристик, - всего _437_ экспертных оценок (по десятибалльной шкале от 0 до 9). Рейтинговые списки определяются по каждому из направлений подготовки и по каждой характеристике подготовки. После преобразования данного материала в интерактивный веб-модуль у каждого появится возможность предложить свои оценки, которые потом будут учитываться и вноситься в базу данных автоматически.

Направления:

 ЭЗОТЕРИКА
МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ (обрядовый и ритуальный танец)
ВОСТОЧНЫЕ ШКОЛЫ (у-шу, айкидо)

 СПОРТ
АЭРОБИКА (фитнес)
АКРОБАТИКА (акробатический рок-н-ролл)
СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ (балет на льду)
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

 ПОПКУЛЬТУРА
МОДЕЛЬНОЕ ДЕФИЛЕ (показы мод)
КЛУБНЫЙ ДАНСИНГ (диско, рок-н-ролл, рэп, брейк-данс)

 ЭСТРАДА
ЦИРКОВАЯ ПОДГОТОВКА
ПАНТОМИМА (клоунада)
СТЕП
ТРАДИЦИОННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ (ритмика, народный танец)

 ТЕАТР
АКТЁРСКОЕ СЦЕНОДВИЖЕНИЕ
КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ
ДЖАЗ И МОДЕРН (джаз-балет, американский модерн)
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ (классика-модерн, гармонический балет)
СИМФОНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (музыкальное движение, танцсимфония)


Характеристики:

1. Оценки по ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ воздействию

 СОЦИАЛЬНОСТЬ (социально ориентированный фактор)
ЗАНЯТОСТЬ (полезное времяпрепровождение в благоприятной среде обитания)
ОПЫТ (отложенная польза приобретённых навыков)
ОБЩЕНИЕ (благоприятность окружения в аспекте воспитательного воздействия)

 ЭТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ
ПАРТНЁРСТВО
ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ И СТЕСНИТЕЛЬНОСТИ
СИЛА
ВЫНОСЛИВОСТЬ
РЕАКЦИЯ

 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЛОСОФСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
ПРИЯТИЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

 ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДХОДАХ
ИМПРОВИЗАЦИЯ И ФАНТАЗИЯ
ОСМЫСЛЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ
АКТЁРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ТВОРЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В МЫШЛЕНИИ

 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ
ЧИСТОТА ФОРМЫ
ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ


2. Оценки по ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ воздействию

 СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
МЕРКАНТИЛЬНОСТЬ
КОНЪЮНКТУРНОСТЬ
КАСТОВОСТЬ

 ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ
АГРЕССИВНОСТЬ

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СТРЕССЫ
ПЕРЕГРУЗКИ психические и физические
ТРАВМАТИЧНОСТЬ
ПОСЛЕДСТВИЯ (негативные последствия для физического и психического здоровья в будущем)

 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОТСТАВАНИЕ от общеобразовательных и школьных программ
МРАКОБЕСИЕ

 РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
ШАБЛОНЫ ДЕЙСТВИЯ
ПОДАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ДУРНОВКУСИЕ
КИТЧ
ДИСГАРМОНИЯ

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (заполняется самостоятельно каждым экспертом)

    СОЦИАЛЬНЫЙ  ЭТИЧЕСКОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
        ФАКТОР СОДЕРЖАНИЕ   РАЗВИТИЕ                   СОСТОЯНИЕ СОВЕРШЕНСТВО
             +          +          +           +               +            +

ФИТНЕС   +   4          3          6           1               7            1

ФИЗ-
КУЛЬТУРА +   1          2          7           1               5            2

СПОРТ    +   1          1          9           1               4            2

ЭСТРАДА  +   2          4          4           3               3            4

ТЕАТР    +   8          7          4           6               3            9


*