А.Панов ГРАДАЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(АПОСТЕРИОРИОРНОЕ И АПРИОРИОРНОЕ)

http://idvm.chat.ru/texts/4291.htm#begin

Апостериориорное и априорное искусство

АПОСТЕРИОРИ - (a posteriori) на основании и только из опыта.
АПРИОРИ - (a priori) независимо от опыта, изначально присуще сознанию.

4-я лекция о Метафизике

Никчемные танцы. Танцы ни о чем. Танцы перед зеркалом как способ собственного самоудовлетворения. Танцы, которые по настоящему интересны только маме и папе танцующего. Танцы анатомические, пробуждающие у зрителя соответствующие эмоции. Танцы предметные, примитивные, ритуальные, первобытные. Подобные танцы свойственны даже животным представителям фауны. Происхождение таких танцев достаточно очевидное. Порождаемые из чувственного опыта, к этому опыту они же и апеллируют. Танцы феноменально АПОСТЕРИОРИОРНЫЕ, танцы не рождающие новых и не поглощающие имеющихся сущностей. Танцы, которые могут быть предметом искусства лишь условно.

Музыка, особенно классическая, безусловно, явление АПРИОРНОЕ. Можно долго наслаждаться и вдохновляться звуком морского прибоя, но невозможно описать эти звуки словами или записать их в нотах. И также как в физическом мире не существует никаких идеальных окружностей, так и нет возможности услышать в природе готовую симфоническую мелодию и записать её в готовом виде на диктофон. Природа - возможный источник вдохновения, но гармонические структуры и музыкальные формы рождаются исключительно и только в голове композитора, и воспринимаются затем исключительно в сознании подготовленного слушателя. Поэтому априорность музыки принимается аксиоматически достоверной, без доказательств, и далее другие виды искусства будут оцениваться относительно музыки.

Апостериориорное искусство (и непосредственно танец) рождается, главным образом, как подражание живой природе. Такое  искусство пробуждает у зрителя те же эстетические ощущения, что и созерцание окружающей флоры и фауны. Так КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ и хореография, бальные и контемпорари танцы, индийские танцы и степ ограничиваются детализированной анатомией, прямолинейной подачей мимики и жеста, акцентированием предметных ассоциаций. Содержание фоновой музыки при этом большой роли не играет. Только ритмическая музыкальная основа там имеет существенное значение. Априорный танец, напротив, следует не форме, а содержанию музыки, производит принципиально новые гармонические формы, поэтому и находится в иной "весовой категории". Таким как раз и был танец Айседоры Дункан.

О вкусах не спорят, субъективные критерии у каждого свои, но Существует достаточно объективный и весьма надёжный МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Можно взять любой танцевальный номер, убрать костюмы и декорации, ВЫКЛЮЧИТЬ ЗВУК. После чего нужно попытаться распознать исходное содержание художественного произведения по представленному набору танцевальных жестов и движений. В балете и хореографии вы не сможете распознать ничего! Бессодержательное и бесконечное повторение стандартных позиций, однообразные балетные фуэте, акробатические пируэты и гимнастические прыжки. Индийские танцы имеют преимущество благодаря более насыщенной пантомиме, но ни к танцу, ни к музыке это не имеет никакого отношения. Степу музыка в принципе не нужна, поскольку он и сам есть "музыка"... хотя, послушать подобную музыку в стенах филармонии едва ли у кого-то возникнет желание.

Второй мыслительный эксперимент для оценки соответствия музыки и движения заключается в анализе ВАРИАТИВНОСТИ хореографической партитуры. Можно ли станцевать под заданную музыку как-то иначе, станцует ли другой человек эту музыку совсем по-другому, повторится ли хореографический рисунок в случае так называемой импровизации? Здесь тот же вопрос, что и с проблематикой "улучшения" и "полировки" сочинений Моцарта или Баха. Моцарт не импровизировал, а именно быстро сочинял. Его композиции не были спонтанными, необходимости их переписывать у него обычно не возникало. Структура его музыкальных произведений близка к гармоническому идеалу. В какой мере танец может быть близок к идеалу? Импровизировала ли Айседора Дункан, или просто сочиняла танец непосредственно "на ходу"?

Посмотрим на конкурс по бальным танцам. Они, разумеется, спортсмены, а не артисты, и это видится очень наглядно. Под одну и ту же музыку преимущественно каждый танцует что-то своё "сокровенное". Музыка им не нужна, музыка для них не более чем фон. Танец для них не танец, а механический анатомический набор поз и перемещений. С другой стороны, найденная форма для вальса уже близка к своему идеалу. Так же как и "Танец маленьких лебедей" в классическом балете. Идеальная хореография возможна, а критерий для оценки заключается непосредственно в самой музыке. Каждое общепризнанное классическое музыкальное произведение всегда уникально и самобытно, соответственно и танец для заданного произведения должен быть уникальным и неповторимым. Только такой танец также тогда будет являться феноменально АПРИОРНЫМ.

(Продолжение следует)

См. также:

А.Панов. Метафизика эволюции (1-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4137.htm#begin

А.Панов. Три спички (2-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4289.htm#begin
http://panow.chat.ru/matches.htm#begin

А.Панов. Замысел в полифонии (3-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4290.htm#begin
http://panow.chat.ru/zamysel.htm#begin

А.Панов. Градации искусства (4-я лекция о Метафизике)
http://idvm.chat.ru/texts/4291.htm#begin

*

metaphysics